Коренные и шатунные подшипники при капитальном ремонте двигателя подлежат обязательной замене, однако бывшие в эксплуатации подшипники следует тщательно проверить, чтобы восстановить общее состояние двигателя на момент ремонта.
Причинами разрушения подшипников коленчатого вала являются недостаточная смазка из-за неправильной сборки, загрязнение и проникновение посторонних частиц, частые перегрузки двигателя, коррозия и др. Независимо от причины, вызвавшей разрушение подшипников, ее следует устранить.
Виды износа коренных и шатунных подшипников
Подбор коренных подшипников
Диаграмма для подбора шатунных подшипников на двигателях 3F-E
Маркировка А
1,484 – 1,488 мм
Маркировка В
1,488 – 1,492 мм
Маркировка С
1,492 – 1,496 мм
Диаграмма для подбора шатунных подшипников коленвала на двигателях 3F-E
1. Коленвал
2. Центральный противовес
3. Подшипник N3
4. Размерная группа подшипника
Маркировка на подшипнике
Номер на коленвале
Номер на блоке цилиндров
Размерная группа подшипника*
Т3
Т4
Т5
Т2
Т3
Т4
Т1
Т2
Т3
* Пример: Номер на коленвале 5, номер на блоке цилиндров 7 = размерная группа Т2.
Диаметр коренных подшипников и внутренний диаметр отверстия под коренные подшипники на двигателях 3F-E
Диаметр шейки коленвала
№
мм
Маркировка-3
N1
66.972 – 66.980
N2
68.472 – 68.480
N3
69.972 – 69.980
N4
71.472 – 71.480
Маркировка-4
N1
66.980 – 66.988
N2
68.480 – 68.488
N3
69.980 – 69.988
N4
71.480 – 71.488
Маркировка-5
N1
66.988 – 66.996
N2
68.488 – 68.496
N3
69.988 – 69.996
N4
71.488 – 71.496
Диаметр отверстия под коренные подшипники
N
мм
Маркировка-6
N1
72.010 – 72.018
N2
73.510 – 73.518
N3
75.010 – 72.018
N4
76.510 – 76.518
Маркировка-7
N1
72.018 – 72.026
N2
73.518 – 73.546
N3
75.018 – 75.026
N4
76.518 – 76.526
Маркировка-8
N1
72.026 – 72.034
N2
73.526 – 73.534
N3
75.026 – 75.034
N4
76.526 – 76.524
Диаграмма для подбора стандартных шатунных подшипников на двигателях 1FZ-FE
Нанесенный номер
Маркировка на шатуне
Номер на коленвале
Маркировка размерной группы подшипника*
* Пример: Номер на шатуне 3 + номер на коленвале 1 = Размерная группа подшипника 4.
Диаграмма для подбора стандартных коренных подшипников коленвала на двигателях 1FZ-FE
Нанесенный номер
Маркировка на блоке цилиндров
Номер на коленвале
1
2
3
1
2
3
1
2
3
Маркировка размерной группы подшипника*
2
3
4
3
4
5
4
5
6
*Пример: Номер на блоке цилиндров 2 + номер на коленвале 1 = Размерная группа подшипника 3.
Диаметр коренных подшипников и внутренний диаметр отверстия под коренные подшипники на двигателях 1FZ-FE
Диаметр отверстия под коренные подшипники:
– маркировка 1
74.026 – 74.032 мм
– маркировка 2
74.032 – 74.038 мм
– маркировка 3
74.03 – 74.044 мм
Диаметр шейки коленвала:
– маркировка 1
68.994 – 69.000 мм
– маркировка 2
68.988 – 68.994 мм
– маркировка 3
68.982 – 68.988 мм
Толщина стандартных подшипников:
– маркировка 2
2.489 – 2.492 мм
– маркировка 3
– маркировка 4
– маркировка 5
2.498 – 2.501 мм
– маркировка 6
2.501 – 2.504 мм
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Если устанавливаются подшипники стандартных размерных групп, то новый подшипник подбирается по номерам, нанесенным на заменяемый, а также по номерам на блоке цилиндров и коленвале с использованием таблиц.
2. Если коленвал шлифовался, то подшипники следует подбирать в автосервисе, в котором выполнялась шлифовка.
3. После подбора подшипников измерьте зазор в шейках (см. подраздел 3.3.8.2).
4. В заводских условиях при сборке двигателя устанавливаются подшипники с разной цветовой маркировкой, которая наносится на кромке вкладыша подшипника.
5. Маркировка размерной группы подшипников обычно наносится со стороны вкладыша, обращенной к задней части коленвала, за исключением заднего коренного вкладыша, который маркируется со стороны обращенной к передней части коленвала.
6. Допускается устанавливать верхний и нижний вкладыши из различных размерных групп. Например, чтобы скорректировать зазор на 0,0125 мм стандартный вкладыш иногда используется со вкладышем из группы с уменьшенным диаметром на 0,025 мм.
Предупреждение
Запрещается устанавливать пару вкладышей если различие их диаметров превышает 0,025 мм. Отличающиеся по размеру вкладыши следует устанавливать либо все сверху, либо все снизу.
Коренные и шатунные подшипники при капитальном ремонте двигателя подлежат обязательной замене, однако бывшие в эксплуатации подшипники следует тщательно проверить, чтобы восстановить общее состояние двигателя на момент ремонта.
Причинами разрушения подшипников коленчатого вала являются недостаточная смазка из-за неправильной сборки, загрязнение и проникновение посторонних частиц, частые перегрузки двигателя, коррозия и др. Независимо от причины, вызвавшей разрушение подшипников, ее следует устранить.
Подбор коренных подшипниковЕсли устанавливаются подшипники стандартных размерных групп, то новый подшипник подбирается по номерам, нанесенным на заменяемый, а также по номерам на блоке цилиндров и коленвале.
Места нанесения стандартных размерных групп коренных подшипников на 4-цилиндровых двигателях
Номер на блоке должен совпадать с номером на подшипнике.
Определение номера вкладыша на двигателях V6 3,0 л
1. Метки 1, 2 и 3
2. Отсчетная метка
3. Метки 0, 1 или 2
Номер вкладыша определяется из таблицы по номерам шейки на блоке и номеру на коленвале.
Номер на блоке цилиндров
Номер на коленвале
Номер вкладыша
Определение номера вкладыша на двигателях V6 3,4 л
1. Метки 1, 2 и 3
2. Отсчетная метка
3. Метки 0, 1 или 2
Номер вкладыша определяется из таблицы по номерам шейки на блоке и номеру на коленвале.
Номер на блоке цилиндров
Номер на коленвале
Номер вкладыша
Подбор шатунных подшипников
Если устанавливаются подшипники стандартных размерных групп, то новый подшипник подбирается по номерам, нанесенным на заменяемый и на крышке шатуна.
После подбора измерьте зазор в шейках (см. подраздел 3.3.9.3, подраздел 3.3.12.2).