Что такое джентльмен-драйвер?

Джентльмен-драйвер

Список терминов, связанных с автогонками, и их кратких определений.

Блок: 1/20 | Кол-во символов: 159
Источник: /askforme.ru/dic.nsf/ruwiki/895557

Не обижайте джентльменов

Современный автоспорт – очень дорогое удовольствие. Как следствие, здесь появились такие участники, каких вы не найдете ни в одной другой спортивной дисциплине. Это джентльмен-драйверы и рента-драйверы. Давайте разберемся, кто они такие и в чем их отличие. 

Что касается джентльмен-драйверов, то это люди, которые приносят довольно большую пользу делу. Их бюджеты позволяют выступать не только им самим, но и многим действительно сильным гонщикам. Именно так устроены многие чемпионаты – скажем, все ведущие серии в гонках на выносливость: и WEC, и Европейская серия Ле-Ман, и Blancpain GT. 

Здесь правила таковы, что наличие джентльмен-драйверов просто необходимо. Разделение гонщиков на категории FIA приводит к тому, что именно джентльмен-драйверы, которые обычно имеют «бронзовый» или «серебряный» статус, платят и за себя, и за всю команду. То есть позволяют ездить «золотым» и «платиновым» пилотам. В некоторых категориях наличие в экипаже только профессиональных гонщиков прямо запрещено.

Типичным примером можно назвать 50-летнего шведа Хенрика Хедмана, который в 2017 году выступал в Европейской серии и содержал не только себя, но и всю свою команду DragonSpeed. В этом году, говорят, он перейдет в LMP1.

Можно также вспомнить Франсуа Перодо – он тоже ездит сам и поддерживает молодых пилотов, например, Матье Ваксивьера. Во многом карьера этого талантливого гонщика продолжилась благодаря джентльмен-драйверу Перодо. 

Это только два примера, но можно привести и много других. Суть в том, что наличие джентльмен-драйверов в современном автоспорте позволяет участвовать в соревнованиях талантливым пилотам, чья карьера без их поддержки подошла бы к концу.

А вот от второй категории, то есть рента-драйверов, столько же вреда, сколько пользы от первой. Именно эти гонщики мешают пробиться в Формулу 1 и другие ведущие серии – например, Indycar – реально сильным пилотам. Мешают тем, что просто занимают их места. 

Фото: Гленн Данбар / LAT Images

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1980
Источник: /ru.motorsport.com/f1/news/chetyre-priznaka-nastoyashchego-renta-drajvera-kolonka-dmitriya-sapgira-1002516/2282845/

Безошибочный способ отличить «ренту»

Давайте поближе изучим рента-драйверов, самый вредный класс гонщиков современного автоспорта. Эти люди занимают места пилотов, мастерство которых выше – только благодаря тому, что для участия в гонках нужны большие бюджеты. Классическим примером, если говорить о Формуле 1, я бы назвал Лэнса Стролла и Маркуса Эрикссона. В IndyCar таким, на мой взгляд, является Макс Чилтон. 

Что такое рента-драйвер? Я бы определил его так – гонщик, который выступает больше благодаря деньгам, чем мастерству. Деньги нужны всем, но у некоторых преобладает мастерство, а у рента-драйверов – именно деньги. Если бы этих денег у них не было, они не продолжали бы свою карьеру. Именно поэтому они занимают чужие места.

Рента-драйверы присутствуют в автоспорте исключительно благодаря его дороговизне. Вряд ли вы найдете что-то подобное в других видах спорта, например в теннисе, где каждый получает то, чего он заслуживает, исходя из своего мастерства (которое, в свою очередь, является суммой таланта и трудолюбия). 

Спонсоры есть у всех, но рента-драйверы попадают в гонки только благодаря им.

В молодежных сериях можно выделить четыре признака, которые позволяют определить рента-драйвера. Во-первых, этот пилот и его спонсоры всегда переплачивают. При прочих равных условиях такой гонщик хуже – вот и берут с него больше. Кроме того, они всегда хотят попасть в самые лучшие команды. 

Второе – специально под рента-драйверов создаются команды.

Третье – в таких командах у рента-драйвера как правило есть «гонщик-нянька», который должен быть старшим партнером и обеспечивать хорошую езду своего подопечного, учить его всему, а когда надо, то и уступать ему на трассе. 

Четвертое – во многих сериях, особенно самых дорогих, вроде Ф2, рента-драйверы часто ездят подолгу. Как правило, в одном чемпионате пилот должен ездить не больше двух, максимум трех лет. Рента-драйверы остаются там дольше. 

По наличию одного или тем более нескольких из этих признаков в молодежных сериях можно всегда отличить рента-драйвера.

Что касается возможности избавиться от этого малопочтенного ярлыка, то я не знаю примеров, когда бы это удалось. Но и обратных историй не было. Это все становится ясно довольно быстро по мастерству пилота. Уже к 16-17 годам, ну максимум 18-ти, все ясно. 

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 2289
Источник: /ru.motorsport.com/f1/news/chetyre-priznaka-nastoyashchego-renta-drajvera-kolonka-dmitriya-sapgira-1002516/2282845/

А

  • Аквапланирование — эффект при котором из-за воды отсутствует сцепление покрышек с поверхностью трассы.
  • Алеба́рда — то же, что леденец.
  • Аллея победы (англ. Victory Lane) — зона внутри трековой трассы, где останавливается победитель гонки после финиша и где производится его чествование (применительно к США)
  • Андэркат (англ. Undercut) — тактика проведения пит-стопа позволяющая опередить соперника за счёт более быстрого движения по трассе в момент когда соперник ещё не совершил пит-стоп и едет медленно из-за изношенных покрышек или же наоборот когда он уже провёл пит-стоп и едет медленнее из-за дозаправленного топлива.
  • А́пекс (англ. apex) — точка гоночной траектории в повороте, после которой следует начинать разгон.
  • Апрон — внутренняя, плоская часть трековых трасс, отделяющая наклонный бэнкинг от внутренней части трассы (инфилда), на которой расположен пит-лейн. Апрон используется гонщиками для съезда с бэнкинга и движения к пит-лейн для совершения пит-стопа. От бэнкинга отделяется белой полосой, заезжая за которую, гонщик не всегда имеет право совершать обгон.
Блок: 3/23 | Кол-во символов: 1074
Источник: /ru-wiki.ru/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD-%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B2%D0%B5%D1%80

Б

  • Бамп-драфтинг — приём, используемый в гонках на треках, когда находящийся в слипстриме пилот ударяет бампером идущего впереди гонщика с целью придания ему дополнительного ускоряющего момента, в результате чего обе машины едут быстрее.
  • Бёрна́ут — продолжительная пробуксовка покрышек ведущей оси с характерным жжением резины от трения об асфальт.
  • Бесплатный пит-стоп — пит-стоп при проведении которого созданный временной отрыв от ближайшего преследователя позволяет гонщику или автомобилю не потерять занимаемой в этот момент классификационной позиции.
  • Бо́ксы — помещение на гоночной трассе, отведённое для работы с автомобилем во время тренировок, испытаний и гонок. В боксах проводится подготовка машины к выезду на трассу, включая оперативный контроль её параметров, настройку подвески, элементов аэродинамики и т. п., а также проведение ремонтных работ, возможных в полевых условиях. Боксы объединены в комплекс, вместимость которого (количество рабочих мест, площадь и обеспечение которых регламентированы специальными требованиями, предъявляемыми FIA) — одна из характеристик автодрома, от которой зависит тип лицензии, позволяющей проводить соревнования или другие мероприятия того или иного уровня. К боксам относят и пространство, расположенное непосредственно перед ними — пит-лейн, на котором автомобиль останавливается во время пит-стопа.
  • Боли́д — гиперболизированное определение гоночного автомобиля, введённое журналистами по ассоциации с раскалённым небесным телом (метеор, болид), стремительно рассекающим небосклон и исчезающим за горизонтом.
  • Большой шлем — (по аналогии с теннисом) достижение гонщика, показавшего лучшее время круга в квалификации и гонке, лидировавшего в гонке от старта до финиша и одержавшего в ней победу. Большой шлем считается исключительным достижением в Формуле-1, хотя за него не дают ни очков, ни иных наград.
  • Быстрый круг, боевой круг — круг в квалификации, который гонщик идёт в максимально возможном темпе, стремясь показать наилучший результат. По итогам квалификации (по лучшему из быстрых кругов) определяется расстановка на старте гонки.
Блок: 4/23 | Кол-во символов: 2091
Источник: /wikiredia.ru/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD-%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B2%D0%B5%D1%80

Сироткин – рента-драйвер?

Вопрос о Сереже Сироткине в этой связи очень интересен. Как известно, в связи с его дебютом в Ф1 мнения о нем разделились. Сейчас многие считают, что он рента-драйвер, но другие уверены, что он получил место в Williams благодаря своему мастерству. 

Давайте вернемся к озвученным выше принципам и проанализируем ситуацию с каждым из них.

Что касается переплаты – спонсоры Сироткина платили, но никогда не переплачивали за выступления. Команды под него тоже не создавали, ни в одной молодежной серии больше двух лет он не ездил, и «гонщиков-нянек» ему никогда не нанимали.  

То есть, на мой взгляд, ни по одному из этих критериев Сережа не соответствует понятию рента-драйвера, и у него есть все шансы это доказать в предстоящем сезоне.

Шон Гелаэль, Scuderia Toro Rosso

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 796
Источник: /ru.motorsport.com/f1/news/chetyre-priznaka-nastoyashchego-renta-drajvera-kolonka-dmitriya-sapgira-1002516/2282845/

Классические примеры

Что касается нелепых случаев с рента-драйверами, то такие случаются сплошь и рядом. Давайте вспомним Пастора Мальдонадо, спонсоры которого потратили на его карьеру, наверное, сотни миллионов. Но оплачивали они по сути только его многочисленные аварии.

Если помните, недавно в Ф1 выступал индонезиец Рио Харьянто. Деньги ему собирали чуть ли не всей страной, и в результате он проездил в Manor полгода, а где сейчас – никому не известно.

Что касается Лэнса Стролла – это довольно интересный случай. Чтобы просто привести сына в Ф1, его папа потратил на выступления в молодежных сериях столько, сколько не тратил, по-моему, никто. Может быть, даже столько, сколько потратили все остальные гонщики, что сейчас ездят в Ф1, вместе взятые. На самом деле, эта оценка близка к действительности.

Но на мой взгляд, даже ему даст фору гонщик по имени Шон Гелаэль. Его бюджеты приближаются к бюджетам Стролла, а мастерства там, по-моему, просто ноль. Мы с ним сталкивались в Мировой серии Renault, и могу сказать, что это едва ли не единственный гонщик, к которому слово «мастерство» вообще не подходит. Его просто нет.

Но посмотрим, по текущей ситуации вовсе не исключено, что в скором времени мы его увидим в Формуле 1, тем более, что он уже активно проводит тренировки в команде Toro Rosso.

Резюмируя, хотел бы сказать, что нам надо приветствовать джентльмен-драйверов в автоспорте. Они дают работу многим талантливым гонщикам и сами получают удовольствие. И в равной степени надеюсь, что когда-нибудь исчезнет само понятие рента-драйвера, и автогонки станут более справедливыми – как другие виды спорта, где все зависит от мастерства, а не от денег.

У вас есть вопросы о каких-то аспектах гоночного бизнеса?  Присылайте их нам, и мы постараемся дать ответы в следующих выпусках колонки Дмитрия Сапгира.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1816
Источник: /ru.motorsport.com/f1/news/chetyre-priznaka-nastoyashchego-renta-drajvera-kolonka-dmitriya-sapgira-1002516/2282845/

Д

  • Джентльмен-драйвер (gentleman-driver) — транскриб английского термина, также имеющий хождение и в русском языке, и обозначающего непрофессионального водителя, оплачивающего своё участие в гонках и участвующего в них для удовольствия, нередко в собственной команде и на собственной машине.
  • Дождева́я рези́на — шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку даже в дождь. Дождевые шины выполняются из особо мягкого компаунда и снабжаются глубокими частыми канавками для отвода воды. Также рассматривается смягчённый вариант дождевой резины — микст, с более редкими канавками. Дождевая резина используется реже, чем микст, так как обычно в случае сильного дождя гонку приостанавливают.
  • Дра́фтинг — см. Слипстрим.
  • Дубль — ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика, завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).
  • Душ из шампа́нского — на подиуме после награждения кубками и гимнов в честь победителя и команды победителя пилотам вручаются бутылки с шампанским и они, взболтав его, поливают друг друга и других участников процесса, отмечая, таким образом, успешный финиш в гонке. Введена Дэном Герни в 1968 г. после победы в гонке 24 часа Ле-Мана.
Блок: 6/20 | Кол-во символов: 1283
Источник: /askforme.ru/dic.nsf/ruwiki/895557
Кол-во блоков: 27 | Общее кол-во символов: 11488
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
  1. /ru.motorsport.com/f1/news/chetyre-priznaka-nastoyashchego-renta-drajvera-kolonka-dmitriya-sapgira-1002516/2282845/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 6881 (60%)
  2. /ru-wiki.ru/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD-%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B2%D0%B5%D1%80: использовано 1 блоков из 23, кол-во символов 1074 (9%)
  3. /wikiredia.ru/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD-%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B2%D0%B5%D1%80: использовано 1 блоков из 23, кол-во символов 2091 (18%)
  4. /askforme.ru/dic.nsf/ruwiki/895557: использовано 2 блоков из 20, кол-во символов 1442 (13%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

(Пока оценок нет)

Добавить комментарий