Что такое ходоуменьшитель? (видео)

Среди различных видов дополнительного оборудования, используемых совместно с популярными моделями тракторной техники, особого упоминания заслуживает ходоуменьшитель МТЗ 82. Подобное приспособление представляется незаменимым при необходимости снизить скорость движения транспортного средства с установленным на нем навесным оборудованием.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 337
Источник: /TraktoraMira.ru/traktora/kolesnye-traktora/printsip-raboty-gidrohodoumenshitelya-mtz-82.html

Назначение

В ряде случаев для эффективной работы машины требуется обеспечение низкой рабочей скорости — так, рабочие скорости рассадопосадочных машин могут быть ниже 0,2 м/с, траншейных экскаваторов — ниже 1 м/с. В то же время существует необходимость обеспечить достаточно высокую транспортную скорость машины, чтобы сохранить бо́льшую оперативность её использования. Если машина является трактором со сменным навесным оборудованием, то диапазон рабочих скоростей также может сильно различаться в зависимости от используемого оборудования. Однако коробка передач машины часто не в состоянии обеспечить регулирование скоростей в широком диапазоне, или такое регулирование может оказаться затруднительным. В этом случае возникает необходимость в ходоуменьшителе — устройстве, позволяющем снизить скорость машины ниже обычной транспортной скорости. Ходоуменьшитель может представлять собой неотъемлемый агрегат в составе трансмиссии или быть съёмным и устанавливаться вместе с другим навесным оборудованием .

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1008
Источник: /ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C

Функции и конструкция ходоуменьшителя механического типа

Ходоуменьшитель для тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 состоит из:

  • вала;
  • основной оси;
  • одного игольчатого и 13 других подшипников;
  • промежуточной, двойной и коронных шестеренок;
  • сателлитов и их оси;
  • пальцев;
  • водила.

Прежде, чем перейти на медленную скорость, первым включается ходоуменьшитель, затем — коробка передач. Для уменьшения переднего хода нужно включить 1 или 2 передачу заднего, так как валы и шестеренки в ходоуменьшителе меняют свое направление в обратную сторону. Так же, соответственно, в зеркальном отражении включается и уменьшение скорости при реверсе.

Шестерня включения ходоуменьшителя соединена с промежуточной шестерней, вращающейся на 23 роликах, находящихся на неподвижной оси. Ось полностью застопорена специальным винтом и уплотнителями. Промежуточная звездочка постоянно сцеплена с валом-шестерней, который стоит на подшипниках.

Звездочка, имеющая 2 венца, благодаря запрессованной втулке, вращается на валу. Ведомая шестерня первой скорости и заднего хода КПП сцеплена с большим венцом, а венец поменьше встроен в отверстие водилы и сцеплен с 3 сателлитами. Оси сателлитов укреплены в расточках водилы.

Коронная звездочка закреплена двумя пальцами к корпусу и стоит неподвижно. Работа начинается с крутящего момента КПП к большому венцу и в конечном итоге захватывается шестерня пуска и вал низких скоростей КПП.

Основное управление ходоуменьшителем происходит при помощи рычажного устройства через валик, соединенного с вилкой, входящую в паз шестеренки, которая находится в КПП. В состоянии «выкл» и «вкл» вилка вместе с валиком фиксируется пружинным крючком.

Если ходоуменьшитель находится в выключенном положении, рычаг закреплен пружиной на заднем ходу трактора и шестеренка не закрепляется другой шестерней включения. При включенном ходоуменьшителе положение рычага находится в переднем зафиксированном состоянии, а вилка ведет шестеренку включения к промежуточной звездочке и цепляет ее. В это время происходит разъем с ведомой шестерней КПП и валом заднего хода.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2047
Источник: /traktoramtz.com/uzly-i-agregaty/hodoumenshitel-i-ponizhayushhij-reduktor.html

Классификация

Ходоуменьшители классифицируются по тем же признакам, что коробки передач.

По способу регулирования скорости:

  • ступенчатые;
  • бесступенчатые;
  • смешанные.

По способу преобразования момента:

  • механические;
  • гидравлические;
  • электрические;
  • смешанные.

Значительное распространение имеют механические ходоуменьшители благодаря простоте конструкции, высокому КПД и лёгкости обслуживания. К недостаткам относится ограниченность диапазона регулирования скорости. В механических ходоуменьшителях часто используется ступенчатая регулировка скорости, хотя возможна и бесступенчатая регулировка с помощью вариатора. К примеру, ходоуменьшитель трактора МТЗ-80 — планетарный, устанавливается по заказу дополнительно, предназначен для работы только на I и II передачах и переднего, и заднего хода; из недостатков — при его включении меняется направление движения трактора (на передних передачах назад и наоборот), что при невнимательности может привести к несчастным случаям

Гидрообъёмные ходоуменьшители обладают более широкими диапазонами регулировки скорости. Кроме того, в них сравнительно просто реализуется бесступенчатое изменение скоростей путём изменения рабочего объема аксиально-поршневого насоса или с помощью дросселя, регулирующего поступление рабочей жидкости (масла) в гидромотор. Гидропередача позволяет надёжно защитить трансмиссию от перегрузок (если давление превышает заданный предел, срабатывает защитный клапан, и масло сливается в бак). Недостатком гидравлических ходоуменьшителей является их сравнительно низкий КПД. Однако поскольку на привод машины в процессе работы тратится сравнительно небольшая часть мощности, общие потери оказываются приемлемыми.

Электрический ходоуменьшитель работает по принципу электрической трансмиссии и включает в себя электрогенератор, вращаемый двигателем машины, и питаемый от электрогенератора электромотор. Достоинством электрической трансмиссии является бесступенчатое регулирование скорости, упрощение механической части трансмиссии и удобство компоновки. Главные недостатки — большая масса, сравнительно низкий КПД и высокая стоимость.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2092
Источник: /ru-wiki.ru/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C

Усовершенствованный вариант

Помимо механического уменьшителя хода на белорусские тракторы марки МТЗ — 80, 82 и более современные модели могут устанавливать гидравлический уменьшитель хода, снабжённый своей собственной гидросистемой, способной за счёт перенаправления потока, возникающего от давления масляного насоса, менять скоростной цикл в пределах одной включённой передачи без дополнительного переключения.

Проще говоря, гидравлический уменьшитель хода работает, как нечто схожее с автоматической коробкой передач в автомобилях, позволяя не совершать трактористу-оператору лишних телодвижений руками и ногами.

Гидравлическая система состоит из:

  • мощного насоса;
  • дросселя с предохраняющим его клапаном;
  • маслозаборного устройства;
  • и арматуры.

Разумеется, всё управление гидравлическим уменьшителем хода осуществляется гораздо проще, нежели тем же механическим устройством.

Рекомендации

Совет всего один и касается он только гидроходоуменьшителя. И коробку переключения, и гидравлический уменьшитель хода необходимо выключать только при выключенном сцеплении и открытом дросселе, повернув рукоятку до упора по часовой стрелке. Если этого не сделать, гидравлику можно запросто сломать, а ремонт обойдётся много дороже, чем исправление в работе механики.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1255
Источник: /mtz-80.ru/transmissija/hodoumenshitel-mtz-82-ustrojstvo-i-jeks

Заключение

Гидроходоуменьшитель представляет собой эффективное и надежное приспособление, позволяющее расширить пределы регулировки скоростей движения тракторной техники популярных производителей. Алгоритм его установки крайне прост, что позволяет оперативно модернизировать трактор своими силами при возникновении необходимости.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 328
Источник: /TraktoraMira.ru/traktora/kolesnye-traktora/printsip-raboty-gidrohodoumenshitelya-mtz-82.html

Понижающий редуктор

Коробка передач МТЗ-82 обеспечивает 9 ступеней скорости для переднего хода трактора и 1 ступень для заднего. Благодаря наличию в трансмиссии понижающего редуктора, обеспечивающего для каждой из ступеней дополнительную понижающую передачу, количество доступных скоростей удваивается.

Этот механизм конструктивно смонтирован в одном корпусе с механизмом сцепления, а в кинематической схеме расположен между муфтой сцепления и коробкой передач.

Пониженную передачу в этом устройстве обеспечивают 2 пары зубчатых шестерен с передаточным числом 1,34. Включение и отключение понижающего редуктора выполняется с помощью зубчатой соединительной муфты, установленной на шлицевом конце вала.

Понижающий редуктор конструктивно размещен в корпусе сцепления трактора.

В зависимости от ее положения валы сцепления и коробки могут соединяться напрямую, в этом случае понижающая передача отключена, при включении муфта перемещается до зацепления с малым венцом ведущей шестерни и крутящий момент от вала сцепления передается на КПП с пониженным числом оборотов.

Управление понижающим редуктором осуществляется рычагом переключения, расположенным в кабине водителя и имеющим 2 фиксированных положения. Переднее по ходу движения положение рычага соответствует включенному состоянию понижающей передачи, заднее — выключенному.

Ремонт понижающего редуктора

Для надежной и безотказной работы трактора в соответствии с требованиями заводской документации должны выполняться плановое техническое обслуживание и ремонт его механизмов, в том числе понижающего редуктора.

В зависимости от режима работы или при нарушении правил эксплуатации могут происходить и случаи аварийного выхода агрегата из строя. Признаками неисправного состояния в этом случае являются тугое переключение рычага, его самопроизвольное отключение, шумы и стуки в коробке сцепления.

Для каждого из проявлений неисправности существуют свои характерные причины и способы их устранения.

Причиной шума и стука чаще всего является износ подшипников или посадочных мест под них в корпусе механизма, а причиной преждевременного износа подшипников в свою очередь может быть недостаточный уровень масла в картере из-за неплотности манжет или его несвоевременная замена.

Нарушение регулировки сцепления приводит к скрежету при включении передач и их самопроизвольному отключению. Для самопроизвольного отключения передачи причин может быть несколько — износ и дефекты зубьев механической передачи, износ поверхностей пазов и полозков в корпусе вилок и кулис переключения, износ пружин и фиксаторов.

Простое устройство и доступность запчастей делают ремонт понижающего редуктора несложным и недорогостоящим, а ремонт для устранения мелких неисправностей часто можно выполнить и на месте работы.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2751
Источник: /vseomtz.ru/bez-rubriki/xodoumenshitel-mtz-82
Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 15837
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:
  1. /ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1008 (6%)
  2. /ru-wiki.ru/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%88%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 2092 (13%)
  3. /TraktoraMira.ru/traktora/kolesnye-traktora/printsip-raboty-gidrohodoumenshitelya-mtz-82.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 5149 (33%)
  4. /vseomtz.ru/bez-rubriki/xodoumenshitel-mtz-82: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 4286 (27%)
  5. /traktoramtz.com/uzly-i-agregaty/hodoumenshitel-i-ponizhayushhij-reduktor.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 2047 (13%)
  6. /mtz-80.ru/transmissija/hodoumenshitel-mtz-82-ustrojstvo-i-jeks: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1255 (8%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

(Пока оценок нет)

Добавить комментарий