Рулевая рейка – элемент рулевого управления, силовой узел, с помощью которого передние колеса автомобиля синхронно поворачиваются в ту сторону, в которую водитель поворачивает руль. Знать устройство рулевой рейки, а также принцип ее работы полезно каждому автовладельцу, так как от этого устройства зависит безопасность пассажиров и пешеходов.
Источник: /TechAutoPort.ru/hodovaya-chast/rulevoe-upravlenie/rulevaya-reyka.html
Содержание
Устройство
Как и любой механизм, данная деталь состоит из нескольких элементов. Итак:
• Цилиндр, он же картер. Деталь, в которой размещается сама зубчатая рейка. Как правило, в современных авто стали использовать легкие сплавы, такие как алюминий.
• Шестерня, часть вала «приходящего» с рулевой колонки.
• Зубчатая рейка, которая для надежного сцепления с шестерней, имеет пружину.
• Различные сальники и фиксаторы по краям, для ограничения хода.
• Тяги, наконечники.
• Не забываем о подшипниках, они предотвращают появление люфта и обеспечивают легкие «маневры» самой рейки по корпусу.
Имейте виду, что в зависимости от модификации автомобиля, устройство может дополняться некоторыми дополнительными элементами. К примеру, это могут быть гидравлические цилиндры, электромоторы со своим набором деталей.
Одним из доп. элементов, может выступать планетарный механизм. Он позволяет изменять передаточное соотношение, то есть во время движения, в зависимости от того какая скорость, «планетарка» регулирует передаточное число шестерни. Улучшается управляемость, особенно на высоких скоростях, когда резкие повороты руля, не желательны. Впервые стали применять производители БМВ.
Источник: /avtoexperts.ru/article/rulevaya-rejka-ustrojstvo-vidy-neispravnosti/
Устройство рулевой рейки
Это несложный механизм, который обладает следующими составляющими:
- Руль, который находится в кабине. Используется, чтобы задать автомобилю направление движения.
- Рулевой вал. Это металлический стержень, который оснащен специальными пазами. Они называются шлицами. С их помощью с одной стороны крепится руль, а с другой производится крепление к рулевой колонке.
- При создании рейки используются шестерня и сама рейка. При производстве используется специальный легкий сплав повышенной прочности.
- Рулевая тяга – это металлические стержни, у которых с одной стороны есть резьба, а с другой шарнир с резьбой.
- Рулевой наконечник оснащен шарниром с резьбой.
Это все составляющие рулевой рейки. Правда, еще в него можно отнести демпфер. Это двухсторонний амортизатор. Его цель заключается в снижении вибрации во время движения. Таким образом, удается снизить негативное воздействие на весь механизм. Не на всех машинах он есть, но на внедорожниках его устанавливают по умолчанию. Это связано с тем, что эти машины часто передвигаются по плохим дорогам.
рулевая рейка с гур
Источник: /novinki-krossoverov.ru/avto-v-detalyah/rulevaja-reika/
Типы и варианты исполнения
В настоящее время существует три разновидности реечных механизмов. Отличие между ними заключается в принципе действия.
Механическая рулевая рейка
Наиболее простой вариант рулевого управления. Поворот колес осуществляется исключительно за счет физической силы водителя. В целях облегчения работы водителя и повышения удобства управления на многих автомобилях применяется рулевая рейка с переменным передаточным числом. Иными словами, шаг зубьев рейки меняется от середины к краям. Такое устройство при небольших углах поворота руля, что характерно для движения на больших скоростях, обеспечивает большое передаточное число, тяжелый и острый руль. Вместе с этим во время маневрирования на парковке, когда рулевое колесо приходится поворачивать «от края до края», делать это легко, благодаря меньшему передаточному числу. Первым отечественным автомобилем, где была применена такая конструкция, стал ВАЗ-2110.
Гидравлическая рулевая рейка
Отличается от механической тем, что механическое воздействие, которое оказывает водитель на руль, усиливается гидроусилителем. Это позволяет обеспечить одновременно остроту и легкость рулевого управления. Такое устройство чаще всего применяется на современных автомобилях.
ГУР также способствует повышению безопасности вождения, поскольку неровности дороги передаются на руль не так сильно, и в случае, если машина на высокой скорости попадет передним колесом в яму, удар многократно погасится гидроусилителем, и руль не вырвет из рук, как это произойдет на автомобиле с механической рейкой. Однако существует у этой медали и обратная сторона, ведь ухудшение обратной связи ведет к снижению «чувства автомобиля». Компенсировать этот недостаток автопроизводители стараются за счет изменения конструкции подвески, а также путем применения электромотора для привода ГУР (электро-гидроусилитель).
Электрическая рулевая рейка
По принципу действия аналогична гидравлической, только усиление производится электромотором, который либо встроен в рулевую колонку (самый дешевый и более опасный вариант), либо размещается на рулевом валу, либо интегрирован с рейкой (наиболее безопасный вариант, применяется на автомобилях высокого класса).
Вариант с размещением электромотора в рулевой колонке опасен тем, что в случае выхода его из строя автомобиль становится практически неуправляемым, поскольку повернуть руль невозможно. К сожалению, этим порой грешили автомобили Лада Приора первых лет выпуска – ЭУРы на них не отличались высокой надежностью.
Такое устройство имеет немало достоинств:
- более высокий КПД по сравнению с гидроусилителем;
- экономичность (электромотор включается только при повороте руля, тогда как масло в ГУР постоянно циркулирует, на что отнимается некоторая часть мощности мотора;
- независимость от температуры окружающей среды;
- отсутствие необходимости регулярно обслуживать устройство, т.к. не требуется менять и доливать рабочую жидкость;
- более высокая надежность в целом, обусловленная отсутствием шлангов, прокладок и сальников, в которых могла бы появиться течь.
Источник: /ZnanieAvto.ru/rulim/ustrojstvo-rulevoj-rejki-i-priznaki-neispravnosti.html
Типы, схемы и устройства рулевых реек
Основные детали рулевого управления:
- Руль. При помощи этого устройства водитель задает угол поворота автомобиля.
- Вал руля. Он представляет собой стержень, который с одной стороны крепится к рулю, а с другой – к рулевой рейке.
- Непосредственно рулевая рейка. Она представляет собой своего рода узел, к которому крепится шестерня. С ее помощью передается движение руля.
- Рулевые тяги – стержневидные детали, имеющие резьбу. Они крепятся к рулевым наконечникам и являются одним из последних звеньев, передающих поворот на колеса.
- Ну и, собственно, сами наконечники.
В зависимости от того, каким образом поставлен принцип реализации работы рулевой рейки, различают три основных вида такого механизма. Основное их различие в устройстве и принципе действия. У современных автомобилей встречаются следующие виды.
Механическая
По сути механическая рулевая рейка представляет собой простейший механизм, все вариации в котором происходят только благодаря физической силе водителя. Однако ошибочно думать, что при такой реализации водителю будет необходимо прикладывать слишком много физической силы – эту проблему можно решить благодаря переменному передаточному числу. Его особенность в том, что количество зубьев варьируется при переходе от центра к краям. Эта особенность помогает избавиться от слишком больших поворотов на скорости, в то же время физически облегчает поворот руля при медленном движении, или когда автомобиль стоит.
Гидравлическая (ГУР)
Отличие рулевой рейки с гидроусилителем (ГУР) от предыдущей заключается в том, что ГУР облегчает поворот руля. Достигается это следующим образом: в самом гидроусилителе есть масло. Оно, под давлением насоса ГУР, увеличивает усилие во время поворота и облегчает водителю сам физический процесс.
Основное преимущество такого вида механизма не только в том, что водитель меньше устает физически, но и в повышенной безопасности движения. Последняя достигается тем, что ГУР возьмет на себя нагрузку при попадании колеса в яму и руль среагирует на это более плавно. С другой же стороны, ГУР снижает чувствительность автомобиля водителем, что может привести к непредвиденным маневрам. Тем не менее, именно такой вид механизма чаще всего используется в современных автомобилях.
Электрическая (ЭУР)
Устройство электрической рулевой рейки отличается от ГУРа тем, что усилителем в данной системе является электромотор. Он может быть встроенным в колонку руля, располагаться на рулевом валу либо быть совмещенным с самой рейкой. Первый вариант наиболее опасен, так как может привести к полной блокировке руля. Поэтому на дорогих автомобилях используется третий вариант размещения электрического усилителя.
Данный тип обладает рядом преимуществ, таких как:
- высокий коэффициент полезного действия;
- экономия топлива;
- высокая надежность и безопасность при движении;
- проста обслуживании;
- независимость работы механизма от погодных условий и окружающей среды.
Источник: /VazNeTaz.ru/rulevaya-rejka
Строение
Конструкция механической рулевой рейки выглядит следующим образом. Внутри картера, имеющего в разрезе вид полого цилиндра, размещен защитный гофро-чехол. На подшипниках в картере установлено приводное зубчатое колесо, к которому пружиной прижимается рулевая рейка. Пружина требуется для устранения зазора в паре «шестерня-рейка». Ход рейки ограничивается с одной стороны ограничительным кольцом, а с другой – втулкой шарнира рулевой тяги. Данная схема рулевой рейки отличается предельной простотой и надежностью.
Источник: /ZnanieAvto.ru/rulim/ustrojstvo-rulevoj-rejki-i-priznaki-neispravnosti.html
Неисправности и признаки
В общем, можно выделить около пяти основных проблем, которые могут подстерегать устройство рулевой рейки.
1. Деформация картера, если повреждения окажутся серьезными, не удастся повернуть колеса.
2. Разгерметизация корпуса, то есть попадает пыль, грязь, влага и тому подобное. Как правило, после этого, рейка долго не «проживет».
Порванный пыльник
3. Поломка зубьев рейки, шестеренок, «планетарки».
Поврежденные зубья вала
4. Износ деталей.
5. Потеря целостности смежных элементов рейки, например, трещина, нарушение геометрии, коррозия рулевых тяг, наконечников.
Коррозия
Признаки, свидетельствующие о том, что механизм в скором времени выйдет из строя или нуждается в ремонте:
• Появился стук даже на небольших кочках, который пропадает при «переносе» руля в крайнее положение.
• Пропало усилие при повороте руля.
• Произвольные вращения руля.
• Рулевое колесо перестало возвращаться в исходное положение, после поворота.
• Утечка жидкости из ГУРа, появление масляных пятен на пыльниках.
• Повышенная чувствительность руля.
Ссылки по теме:
ГУР или ЭУР — что лучше?
Какое масло лить в ГУР
Почему гудит ГУР
Источник: /avtoexperts.ru/article/rulevaya-rejka-ustrojstvo-vidy-neispravnosti/
Преимущества и недостатки
Сначала о плюсах реечного рулевого механизма:
- простота и малые габариты конструкции;
- небольшой вес;
- не требуется частое обслуживание;
- хорошая точность управления;
- небольшая цена.
Теперь о минусах:
- передает удары от неровностей на дорожном полотне на рулевое колесо;
- частые неисправности в виде люфтов и стуков в рейке;
- данное механическое устройство ограничено применением в большинстве случаев на лёгких автомашинах с независимой подвеской управляемых колёс.
Несмотря на свою надежность, срок эксплуатации данного силового узла зависит от качества сборки автомобиля, условий использования, стиля вождения, условий хранения. Если машина долго находится в сырости, механизм может попросту заржаветь. Экстремальная езда по кочкам и ямам и прочим неровностям также уменьшает срок эксплуатации механической рулевой рейки.
На легковых автомобилях реечный рулевой механизм остается самым распространенным. Этому способствует, прежде всего, простота конструкции, невысокая стоимость механизма, а также его небольшие габариты.
Источник: /TechAutoPort.ru/hodovaya-chast/rulevoe-upravlenie/rulevaya-reyka.html
Особенности ремонта
Еще до начала разборки рулевого механизма требуется провести тщательный осмотр рейки и всех сопряженных с ней узлов (шаровые, рулевые тяги, подшипники ступиц и прочее). Это поможет с самого начала локализировать проблему. Далее рулевой механизм полностью или частично демонтируется и поломка устраняется. Рейка является ремонтируемым агрегатом, поэтому при ее выходе из строя полная замена не всегда является обязательным решением.
Без частичной разборки всего механизма устранять неполадки, связанные с рулевыми рейками, практически никогда не удается из-за специфики расположения и подсоединения данного узла.
Исправленная рулевая рейка своими руками – это тоже вполне вероятно за исключением ремонта электронных реек, нуждающихся в специальной настройке. Тем не менее, для достижения оптимального качества всегда лучше доверять данную работу специалистам и отдавать предпочтение замене реек вместо их ремонта, учитывая важность и высокую скорость износа этого узла.
Источник: /seite1.ru/zapchasti/rulevaya-rejka-opisanie-ustrojstvo-tipy-vidy-neispravnosti-foto-video/.html
Полезные советы
- Необходимо следить за состоянием защитных пыльников.
- Нельзя держать руль в крайнем положении более 5 секунд. Не раскручивайте двигатель в крайнем положении руля. Это приводит к износу насоса гидроусилителя руля, увеличению нагрузки на детали рулевой рейки, рулевого редуктора; загрязнению системы гидроусилителя, пробою уплотнителей гидроусилителя.
- Зимой не следует выворачивать руль, чтобы выехать с места парковки, сразу после прогрева двигателя. Покрутите руль короткими плавными движениями. Это нужно, чтобы разогреть масло в системе гидроусилителя руля.
- Лично контролируйте все операции на станции техобслуживания, так или иначе затрагивающие элементы рулевого управления. Часто при регулировке развала-схождения механики ослабляют хомут пыльника, и забывают затянуть обратно. Да еще и работу делают грязными руками! Песок и грязь могут испортить рейку и гидроусилитель буквально за два дня, и даже быстрее.
Источник: /seite1.ru/zapchasti/rulevaya-rejka-opisanie-ustrojstvo-tipy-vidy-neispravnosti-foto-video/.html
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:
- /novinki-krossoverov.ru/avto-v-detalyah/rulevaja-reika/: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 1091 (7%)
- /autosteering.ru/p/ustrojstvo_rulevoj_rejki: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3081 (19%)
- /VazNeTaz.ru/rulevaya-rejka: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 2925 (18%)
- /avtoexperts.ru/article/rulevaya-rejka-ustrojstvo-vidy-neispravnosti/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2306 (14%)
- /seite1.ru/zapchasti/rulevaya-rejka-opisanie-ustrojstvo-tipy-vidy-neispravnosti-foto-video/.html: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 1918 (12%)
- /ZnanieAvto.ru/rulim/ustrojstvo-rulevoj-rejki-i-priznaki-neispravnosti.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3572 (22%)
- /TechAutoPort.ru/hodovaya-chast/rulevoe-upravlenie/rulevaya-reyka.html: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 1375 (8%)
|